Как перестать быть рабом автомобиля
Начну из далека. Многие думают, где найти деньги для инвестиций, чтобы получать пассивный доход. А денег вообще не остается. Откуда копить то?!
Но не задумываются, что их обычное авто выкачивает ежемесячно деньги.
О чем ниже:
почему у меня нет машины, сколько реально стоит владение, какие есть минусы владения автомобилем и самые частые заблуждения на этот счет!
Одна из главных проблем — это не умение считать деньги. Просто нет такого навыка в принципе. Я сейчас даже не говорю про ежедневный подсчет и специальные приложения для ведения бюджета. А уж тем более отдельно затраты на авто, и тут дело не только в тратах на бензин. Многие физически только работают на авто, но не понимают этого — нет осознанности.
Как ленивые таксисты. Которые зарабатывают только на бензин, ТО, штрафы и лицензию.
У многих молодых людей нет своего жилья, но есть авто, потому что можно снимать жилье или жить у родителей.
Накопить быстро можно, особенно, если ты живешь в крупном городе и хорошо получаешь. Дешево — подержанные тачки стоят от 150 тысяч. Еще, многим по наследству переходит авто, ну, или родители с деньгами его дарят.
У некоторых своих знакомых вижу «автомобильный синдром» — без машины никуда. Если хочешь прогуляться где-то или встретиться, на место едут на машине. Из дома — в садятся в авто, приезжают к кафе, потом снова садятся в авто и едут домой.
Некоторые автолюбители чувствуют, что они выше всех — паркуются на газонах, тротуарах, переходах, бросают вторым рядом. Во многом дело в инфраструктуре — нет парковочных мест, но самое главное — нет культуры — где хочешь, там и паркуешься.
Десятилетиями через рекламу внушались навязанные убеждения и ценности: управляй мечтой, символ успеха, превосходство для каждого, выбери свой путь, превосходя ожидания и тд. Это слоганы производителей автомобилей.
Детские игрушки — авто. В моем детстве была популярна жвачка Турбо — там были фантики крутых тачек. Фильмы — Форсаж, Жажда скорости — крутые парни, с крутыми тачками, рядом четкие телочки.
Сложилась реакция общества, что без авто — ты лох ливерный. Что автомобиль обязателен. А еще лучше — чтобы в семье был у каждого. Это идет из «одноэтажной Америки», где большинство людей живет в пригородах — и наличие авто это важно. Но там у людей и финансовые возможности значительно выше. Да и вся инфраструктура заточена под авто — мак авто, везде парковки, многоэтажные, платные, рядом с частными домами парковочные места или встроенные гаражи. Даже есть банки, где тебя обслуживают не выходя из машины! А если ты подъехал к ресторану на тачке, то выходит парковщик, ты кидаешь ему ключи и вышагивая, как Конор Макгрегор, чинно-благородно двигаешься на вход.
Почему у меня нет автомобиля:
Мне не нравится ездить. Я получал права, когда учился еще в универе. Но уже в автошколе я понимал, что это не моё, мне просто не нравится рулить, да и сами машины мне никогда не нравились. Не было ни малейшей тяги к тачкам. Заметьте — ездить и рулить разные понятия. Большинство людей считают, что имея автомобиль, они сразу обретают коня. На котором хоть куда. В любое время и место. Но это не так.
Плюс, я ленивый человек, а тут надо раньше вставать, прогревать, откапывать от снега зимой, ото льда отскребывать лобовое стекло, ездить на мойку и тд.
Не хочу рулить, отвлекаться на дорогу. Например, в такси или общественном транспорте туплю в телефоне, иногда читаю, отвечаю по работе. А если я иду в бассейн или на тренировку в спортзал, то выходя оттуда у меня совсем нет сил контролировать ситуацию на дороге, нажимать на педали и соблюдать правила. Хочу домой, отдыхать и расслабляться.

Удачное место жительства — я живу рядом, где все остановки — могу в любое место города уехать. Вообще, в идеале нужно жить там, чтобы работа, магазины, развлечения, школы и т.д. были в 15-30 минутах ходьбы от твоего дома — такая концепция была в древних городах.
Нет дачи — не нужно в теплое время ездить каждую неделю.
Относительно не далеко центра города живу. Могу прогуляться если есть время.
Работаю из дома уже много лет. Не нужно вставать и куда-то ехать.
Родители живут в области, 200 км от меня. К ним я езжу раз в месяц на электричке — 3 часа времени.
Ну, и последний пункт, но не последний по важности — не хочу тратить деньги на машину — лучше их инвестирую.
Давай теперь подсчитаем какие есть траты:
- Еще до покупки нужно обучиться в автошколе, разовый платеж от 25 до 50 тысяч. Не у всех получается сдать с первого раза, а это дополнительные траты. У меня есть знакомая, которая не может сдать на права уже 3 года. Каждая пересдача это минимум — 5 тысяч на доп. уроки по практике вождения с инструктором, снова оплата пошлин на пересдачу. Сколько у нее ушло на это всё? Можно было бы давно купить хороший автомобиль на эти деньги. А сейчас по факту — ни прав, ни авто, ни счастья от вождения.
- Проценты по кредиту, если они есть. Около половины всех продаваемых авто покупают в кредит. Средний размер автокредита за 2020 год — 900 тысяч рублей. Пусть будет под 10% годовых, значит 90 тысяч рублей отдадим за обслуживание кредита в первый год.
- Бензин (5-20 тысяч в месяц, в зависимости от двигателя, частотой вождения и дистанциями — у всех по разному)
- Мелкие расходники: масло, незамерзайка, автокосметика, и тд (10000 в год)
- Допродажи на заправке. Решил заправиться, подходишь на кассу — тут тебе и кофеек с хот-догом, и другие вкусняшки. Ну, и обычный магаз с газировками и шоколадками. 150 р. средний чек, 10 раз в месяц попил — уже минус 1500 р. По статистике, Роснефть зарабатывает на продаже кофе — несколько миллиардов рублей в год! (траты от 1000 р до 5000 в месяц)
- Мойка, полировка, химчистка, читка ковриков и тд. (От 350 р в неделю, 1500 в месяц, 18000 в год)
- Шиномонтаж 2 раза в год, цена зависит от гаражных чуваков до фирменных автодилеров (3000-10000)
- ТО. Либо у дилера, либо в гараже у Ашота (от 5000 до 70000 в год в зависимости от количества раз и автодилера)
- Парковка ежедневная, у ТЦ, у бизнес центров, на работе (10000-30000 в год). Если обходишься без платной, то приготовься к плате за штрафы в неположенном месте и услуги эвакуатора.
- Стоянка, гараж и тд. Либо возле дома охраняемая, либо плата ежегодная за гараж (2000-10000 в месяц).
- Случайные поломки и мелкий ремонт (от 1000 до 100000 в год, разброс большой, так как может ничего и не сломаться)
- Страховка осаго (5000-10000)
- Каско (5000-50000 в год)
- Транспортный налог (10000-30000)
- Налог «на роскошь» — это я про лошадиные силы твоей ласточки (10000-40000 в год)
- Штрафы. Каждый год вводят все новые штрафы. Плюс постоянно увеличивают старые. Камер автофиксации с каждым годом все больше. Так за 2020 год было выписано 167 млн штрафов (рост на 15% к предыдущему году), на 117 млрд рублей! (запишу в расходы 500 р в месяц, просто кто то более аккуратно ездит, и не попадается на глаза камерам)
Теперь посчитаем непрямые, а косвенные затраты:
- Время — стоять в пробке, откапывать, прогревать, ездить на мойку, заправлять и тд.
- Здоровье — стресс, из-за других водителей, пробки. Отсиживание одного места, лишний вес, боли в спине.
- Амортизация. Каждый год автомобиль теряет в цене, обесценивание порядка 5-10% в год. Только что выехал из салона — машина подешевела сразу на 10-20%!
Недополученная прибыль — деньги, которые можно инвестировать. Например, 1 млн стоит авто новый, можно инвестировать в облигации под 10% годовых, или в акции средний рост 15-20 % годовых. Или в другие инструменты, тут не суть процентов, а то что деньги могли бы работать. Даже под 10% годовых — 100 тысяч в год дополнительный доход, около 10 тысяч в месяц.
Кстати, Яндекс сделал исследование на тему, во сколько обходится автомобиль, тут подробнее: https://yandex.ru/company/researches/2020/auto-cost От 5 до 350 тысяч рублей в месяц! Если уже есть авто, можешь посчитать тут: https://yandex.ru/lab/calculator-auto/
Это примерные траты. Как видишь, всё зависит от разных факторов: самой тачки, города, сколько ты ездишь и тд и тп.
Подытожив все цифры, в месяц выйдет: от 25 до 100 тысяч рублей в месяц! Да-да, до 100 тысяч рублей ежемесячно.
Согласно данным Росстата, среднемесячная зарплата — 51 083 рубля, даже по минимальной планке — это половина средней зарплаты!
Поэтому многие, потеряв работу, идут в таксисты, лишь бы платить по кредиту. Либо бомбят по выходным и ночами, если есть основная работа.
2 варианта: увеличивай зарплату и доходы, чтобы содержание авто было меньшим от затрат, либо… Может, отказаться от машины?)
Самые популярные возражение чтобы не отказываться от авто:
- За покупками в Ашан, Метро раз в неделю. Все просто — в пандемийный год все крупные сети обзавелись агрегаторами доставки.
2. Есть дети. Единственное решение жить рядом с садиком и школой.
3. Живу в пригороде. Переехать.
4. Личное пространство и свобода. На самом деле — это иллюзия свободы. Автомобиль – это постоянная головная боль. Где хранить? Куда поставить, если вы уезжаете надолго? Вы привязаны к месту парковки. Без личного автомобиля маршруты получаются удобнее. Например, если пробка – вы сели в метро, проехали пару станций, вышли, взяли такси и поехали дальше.
5. Путешествую. Есть поезда, самолеты.
Какие же есть альтернативы:
Ходить пешком. Я относительно недалеко живу от центра своего города, могу спокойно 30 минут прогуляться пешком. Крупный ТЦ находится в 15-20 минутах ходьбы. Мне не тяжело прогуляться, и тем более это полезно. Да, если у вас лишний вес, болезни — то, конечно, тяжело ходить пешком, но если вы молоды, полны сил и энергии — то хотя бы на выходных можно гулять.
Велосипед, самокат.
Общественный транспорт. Есть проездные. Особенно удобно в Москве.
Такси. В среднем поездка стоит 100-150 рублей (в крупных городах больше). Но вы же не все в крупных городах живете.
Каршеринг. Если без машины никак — очень удобный вариант. Вот тут и крупные города подходят.
Поезда, самолеты — если любите путешествовать.
А самое главное — можно совмещать все способы!
Единственная причина иметь авто — это машина помогает зарабатыванию денег. Инструмент для таксистов, экспедиторов, менеджеров по продажам и тд. Тут понятно что если авто помогает зарабатывать — нет смысла отказываться от нее.
Самое печальное, на мой взгляд, около 30-50% людей работают только на авто! Потому что не могут посчитать деньги, имеют убеждения из-за общественных стандартов, места жительства и тд.
Да и вообще мир движется в сторону беспилотных авто, многие стартапы, в том числе Яндекс разрабатывают беспилотники.
Машина через несколько лет будет как элемент не необходимости, а просто желания и интереса — как сейчас часы носят те, кому нравятся украшения — а время на телефоне можно всегда смотреть.
Ты становишься рабом авто производителей — а оно тебе надо?
Мне вспоминается одна передача, про животных. То ли в бразилии, то ли в южной америке как ловят маленьких обезьян. Охотники в бутылку засовывают орех, обезьяна может свободно просунуть руку, но вместе с орехом лапа не может высунуть ее. И ей ЖАЛКО бросить орех и убежать, и она становиться заложником этого случая. И охотники спокойно ловят эту бедную мартышку.
Не хочу призывать людей срочно продавать авто. Это ваш выбор. Начните считать деньги. Просчитайте хотя бы всё, что касается авто.